EnglishНа русском

Переглянути у форматі pdf

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ
Э. Ч. Сеидов

Назад

DOI: 10.32702/2306-6806.2021.5.70

УДК: 33.336.228

Э. Ч. Сеидов

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Анотація

Налоговая система — важнейший действенный инструмент регулирования социально-экономического развития страны и обеспечения государственных доходов. В то же время принципы, используемые в налоговой реформе, не только многогранны, но и могут иметь негативные последствия. Основные функции налоговой системы также могут действовать на фоне множества внутренних противоречий. С этой точки зрения сложно уточнить принципы налоговой системы, которые будут применяться при реализации налоговых реформ в целом, для реализации целевых направлений регулирования. В современной научной литературе выбор принципов, используемых при проведении налоговых реформ в Азербайджанской Республике, предлагается в соответствии с лучшей международной практикой. Однако отсутствует комплексный подход, нет четкого набора принципов, зависящих от цели и уровня отбора, и большинство из этих вариантов в значительной степени зависит от собственных оценок налоговых органов. Следовательно, учитывая противоречивость регулирующего воздействия налоговых инструментов, необходимо совершенствовать существующие подходы к выбору принципов налоговой реформы. В этом актуальность исследования, представленного на обсуждение. Методология исследования включает анализ, синтез, логический и систематический подходы.
В представленной статье рассматриваются рыночные принципы формирования усовершенствованной налоговой системы, обосновывается роль налоговых доходов в формировании государственного бюджета в Азербайджане, комментируются основные особенности нефтяного контракта в налоговом механизме страны. Автором статьи выявлены проблемы, возникающие в зависимости от своевременности изменений в системе налогообложения, определены особенности национального налогообложения в зависимости от предпочтения того или иного налога, а также исходя из опыта развитых стран обоснованы принципы налоговых реформ в Азербайджане.
Налоговые реформы в Азербайджанской Республике должны учитывать специфику общественно-политической ситуации в стране, найти наименее болезненные формы государственного налогового вмешательства в экономику, таким образом, следует ужесточить налоговые санкции за нарушение государственного налогового контроля и налогового законодательства, а также должны быть изысканы необходимые финансовые ресурсы. Автор считает, что соблюдение этих принципов при проведении налоговых реформ является обязательным условием достижения ожидаемых выгод. Совершенство национальной налоговой системы определяется, прежде всего, характеристиками национального налогообложения и зависит от научного обоснования включения определенных налогов, определения их исчисления и уплаты, а также определения налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства.

Ключові слова: налоговая система; государственный бюджет; налоговые поступления; налоговые реформы; социально-экономическое развитие.

Література

1. Мусаев А.Ф., Калбиев Ю.А., Садыгов М.М., Рзаев З.Х. Налоги и налогообложение. Баку: "Наука", 2010. 311 с.
2. Калбиев Ю.А. Концептуальные основы и практические аспекты налоговой политики. Баку: "Наука", 2012. 488 с.
3. Алекбаров А.А. Регулирование финансовых и бюджетных параметров социально-экономического развития: монография. Баку, "Наука", 2007, 448 с.
4. Мамедов А.Дж., Сейфуллаев И.З. Налоговая и инвестиционная среда. Баку, "Бестраск", 2013. 376 с.
5. Рзаев П.К. Направления повышения стимулирующей роли механизма налогового регулирования экономики. Баку: "Экономический университет", 2013. — 392 с.
6. Валиев И. Налоги и правовые основы налогообложения. Баку, 2013.
7. Мамедов Ф.А., Мусаев А.Ф. Теоретико-методологические основы налогообложения. Баку: "Озан", 2001. 411 с.
8. Гасанов С.С. Комментарий к Налоговому Кодексу Азербайджанской Республики. Баку: "Нурлан", 2005. 448 с.
9. Мамедов А.С., Юсифов Дж.Р., Сейфуллаев И.З. Налоги и прогресс. Баку. 2015, 324 с.
10. Гусейнов А.С. Сравнительно-эконометрический анализ макроэкономических эффектов фискальной политики Азербайджана в странах SHAMA: автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Баку, 2021. 31 с.
11. Алиев X.S. Эконометрический анализ эффективности бюджетной политики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Баку, 2017. 26 с.
12. Гулиев Ф.А. Оценка влияния фискальной политики на налоговую нагрузку: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Баку, 2017. — 28 с.
13. Концепция развития "Азербайджан 2020: видение будущего". Утверждена Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2012 года.
14. Стратегические дорожные карты для национальных экономических перспектив Азербайджанской Республики. Утверждено Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 декабря 2016 года.
15. http://www.azstat.org. -Официальный веб-адрес Государственного комитета по статистике Азербайджана.
16. Евстафьева А.Х. Методы оценки эффективности налоговой политики региона. Вестник Пермского Университета. Вып. 3 (18). 2013. С. 23—31.
17. Мамедов Ф.А., Мусаев А.Ф., Садыгов М.М., Рзаев З.Х., Калбиев Я.А. Налоги и налогообложение. Баку: CBS, 2006. 432 с.
18. Мусаев А.Ф. Экономические проблемы налоговой политики. Баку: Наука, 2004. 792 с.

E. Seyidov

WAYS TO IMPROVE THE MECHANISM OF IMPACT OF THE TAX SYSTEM ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Summary

The tax system is the most important effective tool for regulating the socio-economic development of the country and ensuring state revenues. At the same time, the principles used in tax reform are not only multifaceted, but can also have negative consequences. The main functions of the tax system can also operate against the background of many internal contradictions. From this point of view, it is difficult to clarify the principles of the tax system that will be applied in the implementation of tax reforms in general, for the implementation of target areas of regulation. In the modern scientific literature, the choice of principles used in the implementation of tax reforms in the Republic of Azerbaijan is proposed in accordance with the best international practice. However, there is no comprehensive approach, no clear set of principles depending on the purpose and level of selection, and most of these options largely depend on the tax authorities' own assessments. Therefore, given the contradictory regulatory impact of tax instruments, it is necessary to improve the existing approaches to the choice of the principles of tax reform. This is the relevance of the research presented for discussion. Research methodology includes analysis, synthesis, logical and systematic approaches.
The presented article examines the market principles of the formation of an improved tax system, substantiates the role of tax revenues in the formation of the state budget in Azerbaijan, comments on the main features of the oil contract in the tax mechanism of the country. The author of the article identifies the problems that arise depending on the timeliness of changes in the taxation system, defines the features of national taxation depending on the preference of a particular tax, and also based on the experience of developed countries substantiated the principles of tax reforms in Azerbaijan.
Tax reforms in the Republic of Azerbaijan should take into account the specifics of the country's socio-political situation, find the least painful forms of state tax intervention in the economy, tighten tax sanctions for violations of state tax control and tax legislation, as well as seek the necessary financial resources. The author believes that adherence to these principles in the implementation of tax reforms is a prerequisite for achieving the expected benefits. The perfection of the national tax system is determined, above all, by the characteristics of national taxation and depends on the scientific justification of the inclusion of certain taxes, the definition of their calculation and payment, as well as the definition of tax liability for violations of tax legislation.

Keywords: tax system; state budget; tax revenues; tax reforms; socio-economic development.

References

1. Musaev, A.F. Kalbiev, Y.A. Sadigov, M.M. and Rzayev, Z.K. (2010), Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], Nauka, Baku, Azerbaijan.
2. Kalbiev, Yu.A. (2012), Konceptual'nye osnovy i prakticheskie aspekty nalogovoj politiki [Conceptual foundations and practical aspects of tax policy], Nauka, Baku, Azerbaijan.
3. Alekbarov, A.A. (2007), Regulirovanie finansovyh i bjudzhetnyh parametrov social'no-jekonomicheskogo razvitija [Regulation of financial and budgetary parameters of socio-economic development], Nauka, Baku, Azerbaijan.
4. Mamedov, A.J. and Seyfullaev, I.Z. (2013), Nalogovaja i investicionnaja sreda [Tax and investment environment], Bestrask, Baku, Azerbaijan.
5. Rzayev, P.K. (2013), Napravlenija povyshenija stimulirujushhej roli mehanizma nalogovogo regulirovanija jekonomiki [Directions for increasing the stimulating role of the mechanism of tax regulation of the economy], Jekonomicheskij universitet, Baku, Azerbaijan.
6. Valiev, I. (2013), Nalogi i pravovye osnovy nalogooblozhenija [Taxes and legal bases of taxation], Baku, Azerbaijan.
7. Mamedov, F.A. and Musaev, A.F. (2001), Teoretiko-metodologicheskie osnovy nalogooblozhenija [Theoretical and methodological foundations of taxation], Ozan, Baku, Azerbaijan.
8. Hasanov, S.S. (2005), Kommentarij k Nalogovomu Kodeksu Azerbajdzhanskoj Respubliki [Commentary on the Tax Code of the Republic of Azerbaijan], Nurlan, Baku, Azerbaijan.
9. Mamedov, A.S. Yusifov, J.R. and Seyfullaev, I.Z. (2015), Nalogi i progress [Taxes and Progress], Baku, Azerbaijan.
10. Huseynov, A.S. (2021), "Comparative econometric analysis of macroeconomic effects of Azerbaijan's fiscal policy in the SHAMA countries", Abstract of Ph.D. dissertation, Baku, Azerbaijan.
11. Aliyev, X.S. (2017), "Econometric analysis of the effectiveness of budgetary policy", Abstract of Ph.D. dissertation, Baku, Azerbaijan.
12. Guliev, F.A. (2017), "Assessment of the impact of fiscal policy on the tax burden", Abstract of Ph.D. dissertation, Baku, Azerbaijan.
13. President of the Republic of Azerbaijan (2012), Decree "Development concept "Azerbaijan 2020: vision of the future", available at: https://en.president.az/ (Accessed 16 April 2021).
14. President of the Republic of Azerbaijan (2016), Decree "Strategic roadmaps for the national economic prospects of the Republic of Azerbaijan", available at: https://en.president.az/ (Accessed 16 April 2021).
15. Official web address of the State Statistics Committee of Azerbaijan available at: http://www.azstat.org (Accessed 16 April 2021).
16. Evstafieva, A.K. (2013), "Methods for assessing the effectiveness of tax policy in the region", Vestnik Permskogo Universiteta, vol. 3 (18), pp. 23—31.
17. Mamedov, F.A. Musaev, A.F. Sadigov, M.M. Rzayev, Z.Kh. and Kalbiev, Ya.A. (2006), Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], CBS, Baku, Azerbaijan.
18. Musaev, A.F. (2004), Jekonomicheskie problemy nalogovoj politiki [Economic problems of tax policy], Nauka, Baku, Azerbaijan.

№ 5 2021, стор. 70 - 76

Дата публікації: 2021-05-25

Кількість переглядів: 596

Відомості про авторів

Э. Ч. Сеидов

докторант, Азербайджанский Государственный Экономический Университет (UNEC), г. Баку, Азербайджан

E. Seyidov

Doctoral candidate, Azerbaijan State University of Economics (UNEC), Baku, Azerbaijan

ORCID:

0000-0002-6340-741X

Як цитувати статтю

Сеидов Э. Ч. Пути совершенствования механизма воздействия налоговой системы на социально-экономическое развитие страны. Економіка та держава. 2021. № 5. С. 70–76. DOI: 10.32702/2306-6806.2021.5.70

Seyidov, E. (2021), “Ways to improve the mechanism of impact of the tax system on the socio-economic development of the country”, Ekonomika ta derzhava, vol. 5, pp. 70–76. DOI: 10.32702/2306-6806.2021.5.70

Creative Commons License

Стаття розповсюджується за ліцензією
Creative Commons Attribution 4.0 Міжнародна.