EnglishНа русском

Переглянути у форматі pdf

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ В РАЗВИТИИ РЫНКА БЫТОВЫХ ТОВАРОВ
Сулейманлы Севда Мазахир кызы

Назад

DOI: 10.32702/2306-6806.2020.10.131

УДК: 339.5

Сулейманлы Севда Мазахир кызы

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ В РАЗВИТИИ РЫНКА БЫТОВЫХ ТОВАРОВ

Аннотация

Формирование и развитие отдельных сегментов внутреннего рынка зависит от многочисленных факторов. Среди них важное место занимает международная торговля. Как показывают статистические данные, в структуре внутреннего рынка Азербайджана обеспечение населения различными видами бытовых изделий осуществляется практически полностью за счет импорта, что способствует усилению оттока валюты из республики.
В данной статье анализируется состояние и структура импорта бытовых товаров и обосновываются предложения по совершенствованию импорта в данном секторе внутреннего рынка.
Активное участие страны в мировой торговле в современных условиях связан со значительными преимуществами: позволяет больше и эффективно использовать ресурсы, доступные в стране, подключать и применять мировые достижения науки и техники в более короткие сроки в условиях структурной перестройки экономики, так и более совершенно удовлетворять потребности населения.
В связи с этим изучение и определение принципов оптимального участия национальных экономик в международной торговле, факторов конкурентоспособности отдельных стран и развития мировой торговли на конкретных примерах мирового рынка. Это особенно важно для решения экономических проблем стран, вставших на путь развития рыночной экономики, ориентированной на активное участие в глобальной экономической деятельности.
Международная торговля бытовыми товарами, произведенными в разных странах, также представляет собой особую форму международного разделения труда и отражает взаимную экономическую зависимость участников мирового хозяйства.
Структурные изменения в экономике стран, где произошла научно-техническая революция, специализация и структура промышленного производства усилили их взаимодействие с национальными компаниями. Это помогло значительно оживить их международную торговлю. Следует отметить, что международная торговля является посредником во всех международных сделках и способствует увеличению потока товаров по сравнению с их производством. По данным Всемирной торговой организации, в мире на каждые 10% роста производства приходится 16% роста мировой торговли. Эти темпы роста торговли создают более благоприятные условия для ее развития и тем самым способствуют более тесной интеграции национальных экономик.

Ключевые слова: торговля; внутренний рынок; формирование бытовых товаров; структура; улучшение; обеспечение; зависимость; совершенствование; поток валюты.

Литература

1. Гулиев Э.А. Аграрная экономика. Баку, 2015г.— с. 319 (на азербайджанском языке).
2. Ахмедов Н.Х. Развитие торгово-экономических связей в Азербайджане и формирование потребительского рынка. Баку, 2005. — с. 81 (на азербайджанском языке).
3. Орлов А.В. Рынок товаров народного потребления: социально-экономический аспект. М.: Знание, 1995.— с. 64.
4. Шумпетр Ж. Теория экономического развития. Мысль, М. — 2011, с.75.
5. Юзбашева Г.З. Структурная перестройка экономики Азербайджана на современном этапе развития. Баку, Сада, 1997.— с. 225.
6. Гасанов Р.Т. Макроэкономика и экономическое развитие. Элм, Баку, 2001.— с. 604.

Suleymanli Sevda Mazahir gizi

THE ROLE OF INTERNATIONAL TRADE RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE HOUSEHOLD GOODS MARKET

Summary

The formation and development of individual segments of the domestic market depends on numerous factors. Among them, international trade takes an important place. As statistics show, in the structure of Azerbaijan's internal market, the provision of the population with various types of household goods is carried out almost entirely through imports, which contributes to the increase in the outflow of foreign currency from the republic.
This article analyzes the state and structure of imports of household goods and substantiates proposals for improving imports in this sector of the domestic market.
The active participation of the country in world trade in modern conditions is associated with significant advantages: it allows more and more efficient use of the resources available in the country, to connect and apply the world achievements of science and technology in a shorter time in the context of the structural restructuring of the economy, and to more completely satisfy the needs of the population.
In this regard, the study and definition of the principles of optimal participation of national economies in international trade, the factors of competitiveness of individual countries and the development of world trade on specific examples of the world market. This is especially important for solving the economic problems of countries that have embarked on the path of developing a market economy focused on active participation in global economic activity.
International trade in household goods produced in different countries also represents a special form of the international division of labor and reflects the mutual economic dependence of the participants in the world economy.
Structural changes in the economies of countries where the scientific and technological revolution took place, the specialization and structure of industrial production have increased their interaction with national companies. This helped to significantly revitalize their international trade. It should be noted that international trade is an intermediary in all international transactions and contributes to an increase in the flow of goods in comparison with their production. According to the World Trade Organization in the world for every 10% growth in production accounts for 16% of the growth in world trade. These rates of growth in trade create more favorable conditions for its development and thereby contribute to a closer integration of national economies.

Keywords: trade; domestic market; formation of household goods; structure; improvement; provision; dependence; improvement; currency flow.

References

1. Guliev, Je.A. (2015), Agrarnaja ekonomika [Agrarian economics], Nurlan, Baku, Republic of Azerbaijan.
2. Ahmedov, N.H. (2005), Razvitie torgovo-jekonomicheskih svjazej v Azerbajdzhane i formirovanie potrebitel'skogo rynka [Development of trade and economic relations in Azerbaijan and formation of a consumer market], Nurlan, Baku, Republic of Azerbaijan.
3. Orlov, A.V. (1995), Rynok tovarov narodnogo potreblenija: social'no-jekonomicheskij aspect [Consumer goods market: socio-economic aspect], Znanie, Moscow, Russian Federation.
4. Shumpetr, Zh. (2011), Teorija ekonomicheskogo razvitija [Economic development theory], Misl, Moscow, Russion Federation.
5. Juzbasheva, G.Z. (1997), Strukturnaja perestrojka ekonomiki Azerbajdzhana na sovremennom etape razvitija [Structural restructuring of the economy of Azerbaijan at the present stage of development], Sada, Baku, Republic of Azerbaijan.
6. Gasanov, R.T. (2001), Makrojekonomika i jekonomicheskoe razvitie [Macroeconomics and Economic Development], Elm, Baku, Republic of Azerbaijan.

№ 10 2020, стор. 131 - 135

Дата публікації: 2020-10-30

Кількість переглядів: 524

Відомості про авторів

Сулейманлы Севда Мазахир кызы

докторант, Азербайджанский Университет Кооперации

Suleymanli Sevda Mazahir gizi

Doctoral candidate, Azerbaijan University of Cooperation

ORCID:

0000-0002-1015-0294

Як цитувати статтю

Сулейманлы Севда Мазахир кызы Роль международных торговых связей в развитии рынка бытовых товаров. Економіка та держава. 2020. № 10. С. 131–135. DOI: 10.32702/2306-6806.2020.10.131

Suleymanli Sevda Mazahir gizi (2020), “The role of international trade relations in the development of the household goods market”, Ekonomika ta derzhava, vol. 10, pp. 131–135. DOI: 10.32702/2306-6806.2020.10.131

Creative Commons License

Стаття розповсюджується за ліцензією
Creative Commons Attribution 4.0 Міжнародна.